Архиереи

Архиепископ Сарапульский Алексий (Кузнецов)

 Родился в семье священника Санкт-Петербургской епархии, впоследствии митрофорного протоиерея Н. К. Кузнецова. Учился в Александровском лицее (до 1891), в 1891-1898 гг.- в Александро-Невском Духовном Училище и Санкт-Петербургской Духовной семинарии. В 1902 г. окончил СПбДА со степенью канд. богословия по представлении соч. «Нравственный смысл юродства и столпничества», переработанного впоследствии в магистерскую диссертацию. 20 июля 1902 г. назначен помощником инспектора Иркутской ДС, 23 августа 1903 г.- преподавателем русского языка Устюжского Духовного Училища, 20 февраля 1904 г.- помощником смотрителя Белозерского Духовного Училища. Вскоре пострижен в мантию, рукоположен во иеромонаха и 23 сентября 1904 г. назначен преподавателем гомилетики Новгородской Духовной семинарии, 30 июля 1906 г.- преподавателем гомилетики Ярославской Духовной семинарии.

В Ярославле во время обострения отношений между Союзом русского народа и рядом членов Святейшего Синода и Предсоборного Присутствия (6 дек. 1906 председатель Союза А. И. Дубровин требовал лишить сана митрополита Антония (Вадковского)) о. Алексий выразил несогласие с деятельностью местного Союза и начал полемику в местной прессе. Ректор Ярославской Духовной Семинарии сообщал в Учебный комитет при Синоде, что члены Союза донесли на Никлая губернатору, который вызвал его для объяснения. В феврале 1907 г. ярославский губернатор возбудил ходатайство о высылке о. Алексия из вверенной ему губернии, однако не встретил в этом поддержки у Ярославского архиепископа Иакова (Пятницкого). Назначенный в 1907 г. архиепископом Ярославским свт. Тихон (Белавин), стремясь, очевидно, прекратить конфликт, ходатайствовал в письме к митрополиту Антонию (Вадковскому) о назначении о. Алексия настоятелем Святогорского монастыря Псковской епархии. Одновременно ректор Пензенской Духовной семинарии усиленно просил о переводе о. Алексия преподавателем гомилетики в Пензенскую Духовную семсинарию. Сам о. Алексий хлопотал о переводе на место миссионера в Тамбовскую епархию. Определением Святейшего Синода № 1758 от 20-22 марта о. Алексий был оставлен в Ярославской Духовной семинарии, но уже 23 марта последовала очередная жалоба ярославского губернатора. Наконец, 11 мая в секретном отношении № 3099 председателя Совета Министров П. А. Столыпина обер-прокурору Синода П. П. Извольскому говорилось о переводе из Ярославля о. Алексия, «оказывающего крайне вредное влияние в политическом отношении». Определением Синода № 2898 от 12-30 мая о. Алексий уволен от духовно-учебной службы, направлен в распоряжение Вологодского архиерея и помещен в вологодский мужской монастырь в честь Сошествия Св. Духа на апостолов.

28 августа 1907 г. о. Алексий подал в Синод прошение о назначении его членом Урмийской миссии. Определением Синода от 12-16 янв.1908 г. № 121 он был назначен членом Урмийской миссии и прибыл в Урмию в конце марта. Независимое поведение о. Алексия по отношению к его бывшему сокурснику по СПбДА начальнику миссии архимандриту Сергию (Лаврову) вызвало недовольство последнего и привело к тому, как вспоминал об этом эпизоде сам о. Алексий, что и «там обстоятельства жизни моей сложились так, что пришлось после семимесячного пребывания в Персии снова возвратиться на север России и в Вологодской губернии искать себе на жительство монастырь, где примут». Определением Синода № 7139 от 11-14 окт.1908 г. (указ № 13020 от 14 окт.) он был уволен из миссии с возвращением в распоряжение Вологодского архиерея и 8 ноября уехал в Россию.

Определением Синода № 419 от 24 февраля 1909 г. о. Алексий перемещен в Яблочинский монастырь, где жил с середины марта до середины октября 1909 г. В июле 1909 г. в Учебный комитет при Синоде поступило ходатайство архиепископа Холмского Евлогия (Георгиевского) о предоставлении о. Алексию места в духовно-учебной службе. Определением Синода № 8108 от 10-15 октября 1909 г. он был назначен преподавателем обличительного богословия, истории и обличения старообрядчества и сектантства Томской ДС, 28 июля 1911 г. (определение № 5614) - смотрителем Лысковского Духовного Училища. 29 мая 1913 г. (определение № 4747) о. Алексий назначен настоятелем коломенского Старо-Голутвина монастыря в честь Богоявления Господня в сане архимандрита, с 9 июля 1913 по 7 январь 1914 г. исполнял обязанности смотрителя Коломенского Духовного Училища, 3-12 марта 1916 г. назначен инспектором Вифанской Духовной Семинарии, 26 сентября 1916 г.- вновь настоятелем коломенского Богоявленского монастыря. В 1913 г. представил в СПбДА на соискание степени магистра богословия сочинение «Юродство и столпничество: Религиозно-психологическое исследование» (СПб., 1913), удостоенное искомой степени по отзывам проф. А. А. Бронзова и Н. И. Сагарды.

26 декабря 1916 г. о. Алексий был хиротонисан во епископа Дмитровского, викария Московской епархии. С 20 марта 1917 г. епископ Сарапульский, викарий Вятской епархии; с 5 сентября 1918 г. епископ Слободской, викарий Вятской епархии, и настоятель Слободского Крестовоздвиженского монастыря. 11 ноября 1918 г. назначен временно управляющим Вятской епархии, 20 мая 1919 г.- епископом Сарапульским и Елабужским. В сентябре 1919 г. в Сарапуле был арестован, но затем освобожден без предъявления обвинения. В 1924 г. Владыка вновь арестован и выслан из Сарапула в административном порядке. В 1925 г. арестован и приговорен к 6 месяцам заключения в ИТЛ. После освобождения в 1927 г. возведен в сан архиепископа. В декабре 1928 г. арестован в Сарапуле, после 1,5 месяцев заключения сумел доказать свою невиновность и был освобожден. В дек.абре 1931 г. назначен временно управляющим Свердловской епархией. 9 феврале 1932 г. арестован и обвинен в том, что «создал контрреволюционную организацию из священнослужителей, монашествующих и кулаков», приговорен к 3 годам заключения в концлагерь, которые отбывал на строительстве Беломоро-Балтийского канала. В 1933 г. освобожден. По сведениям митрополита Мануила (Лемешевского) (не подтвержденным архивными документами), с 22 нояббря 1933 г. Владыка занимал Пензенскую кафедру, а с 27 марта 1934 г.- Тобольскую. В 1935 г. Владыка был назначен архиепископом Сарапульским и Елабужским. До своего последнего ареста 18 декабря 1937 г. он жил и служил в Сарапуле. Будучи арестован, виновным себя не признал и не подписал фальсифицированные протоколы допросов. Расстрелян по приговору тройки НКВД Удмуртской АССР от 15 ноября 1938 г.
 

Все публикации

Анонсы

Календарь

19 апреля 2024 г. ( 6 апреля ст.ст.), пятница.
Великий пост.
Прп. Севастиан Карагандинский.
Свт. Евтихия, архиеп. Константинопольского. Мчч. Иеремия и Архилия иерея. Прп. Платониды Сирской. Мчч.120-ти Персидских. Свт. Мефодия, архиеп. Моравского. Мчч. Петра и Прохора. Сщмч. Иоанна пресвитера. Cщмч. Иакова пресвитера. Прп. Севастиана Карагандинского, исп..
Полезные ссылки:
На главную Карта сайта Контакты

© Ижевская и Удмуртская епархия Русской Православной Церкви, 2010-2024 г
Перепечатка материалов разрешена при условии наличия активной ссылки на источник.

Создание сайта